Андрей Шимко: Я не один - это главный итог



— Наше интервью выходит в связи с Вашим юбилеем - 50-летием. Есть ли желание и смысл в связи с этой датой подвести какие-то жизненные итоги?

— Я каждый день подвожу какие-то итоги. Наверное, всегда есть осознание того, что ты что-то в этой жизни сделал, но это уже опыт, уже за плечами. И мне кажется, чтобы не остановиться, нужно каждый день обнуляться и не тащить ворох прежнего опыта, а постараться жить сегодняшними ощущениями и попытаться найти то отсутствие гравитации, которое не будет с каждым днём делать тебя тяжелее, значимее и неповоротливее.

Хочется постоянно ощущать, что ты в профессии не все ещё знаешь, — это и педагогически для меня важно, потому что ты не являешься просто учителем, а являешься со-автором, со-студентом, со-студийцем. Когда ты не нависаешь над человеком своим опытом, а пытаешься искать новые ходы. Тем более, что на практике чужой опыт никому не бывает полезен. Я думаю, для любого творческого человека это правильный путь — когда ты, исходя из того, что сейчас с тобой происходит, каждый день профессию обретаешь как в первый раз. В этом есть увлекательность — чего-то ещё не знать и к чему-то еще стремиться, поэтому — что дает подведение итогов?
Наверное, я понимаю, что что-то успел сделать, когда люди меня благодарят за сделанные мной работы. Я понимаю, что всё не просто так и ради чего-то я этим занимаюсь. И наверное, этот 50-летний рубеж привел меня к тому, что мне хочется радоваться. Каждую минуту радоваться тому, что я живу, я дышу, я еще что-то могу делать, у меня есть силы на это и я наверное не сам по себе — вокруг меня есть люди, которые мне нужны и которым я необходим. И пожалуй это самое главное — что я не в одиночестве.


— У Вас такое количество проектов — в Молодежном театре, Малыщицкого, «Приюте комедианта», «Мастерской», Театральной Долине, музее Ахматовой… А когда Вы отдыхаете?

— Это всё моя жадность! Я не умею отдыхать, это правда. Сейчас было полтора месяца отдыха, и мне уже говорят: «Ты недавно только закрыл сезон и опять открываешь». По мне, нельзя долго отдыхать от любимого дела, закисаешь. И потом я не умею просто валяться и позволять своему организму быть в расслабленном состоянии — он потом мстит. Он привыкает к хорошему, расслабляется и начинает лениться. Поэтому мне достаточно 2-3 дней подышать воздухом, побыть в состоянии созерцания, медитации и освобождения головы от всех проблем и мыслей. И наверное, отдых для меня — это скорее новые впечатления. Куда-то сходить, съездить, что-то увидеть, с кем-то пообщаться, набраться этих впечатлений.

И потом, я сейчас очень много читал — почти всего Зощенко, роман Водолазкина «Лавр», обрёл ещё одного автора — Наринэ Абгарян, сейчас взахлёб её читаю. Наверное, это лучший для меня отдых — когда ты не просто лежишь и ничего не делаешь, а что-то обретаешь. Я сейчас пишу инсценировку по роману Исаака Башевис Зингера «Шоша», - и это тоже для меня одна из зон моего отдыха. Этот материал давняя моя мечта, и я надеюсь, она осуществится, благодаря нынешним выпускникам Семёна Яковлевича Спивака.
А из физических видов отдыха — это редкие поездки на велосипеде, пешие прогулки и холодный или контрастный душ - это все меня бодрит и дает силы. И чуть-чуть сна! Но дозированно, чтобы не позволить организму опять-таки сильно расслабиться.


 С 15-го года у Вас появился ещё и «Наивный театр», Вы не только актер, но ещё и режиссёр. Когда читаете, у Вас включается режиссерская оптика, сразу представляете, как это можно было бы поставить?

— Да, конечно. Это не только у режиссеров, актерски тоже очень правильно читать любой материал с точки зрения игрового пространства. Я знаю, что не один артист так делает, некоторые практически вслух читают всё. И, хочу или нет, я проигрываю всё, что я читаю. И конечно же, представляю себе, как это может быть — и поэтому, наверное, сейчас возникла необходимость и желание писать инсценировки, до этого у меня ещё была «Педагогическая поэма», которую мы ставили с выпускниками Бориса Ивушина. Это был первый опыт переложения романа в сценическую форму. Потом был «Обрыв» Гончарова, в инсценировке которого мне помогла известный сейчас драматург Ася Волошина.

— Есть спектакли, в которых Вы играете уже много лет - например, «Простая история... про любовь». Что в ней Вам близко и дорого?

— Да, мы играли её на разных площадках, и мои партнеры по этой постановке менялись несколько раз. Но спектакль живёт столько лет, он радует нас и радует зрителей. Сначала там было две истории, потом мы с режиссёром Ириной Кулинич добавили третью — и спектакль стал богаче, в нём появилась глубина, он вышел за рамки бытовой истории.
Что же касается популярности «Простой истории», то мне кажется она в актуальности взаимоотношений между женщиной и мужчиной. У зрителей происходит узнаваемость их жизненных ситуаций. И от этого люди смеются и плачут. А это самое дорогое в театре. Ведь люди сюда идут за сопереживанием.

— А Ваша режиссерская работа «Не пара», поставленная в прошлом сезоне и оказавшаяся очень удачной, что в ней привлекает зрителя? Ведь люди пишут: «Мы снова идём на «Не пару» и надеемся, что в этот раз она станет парой»?

— Именно поэтому и была поставлена «Не пара» по пьесе канадского драматурга Норма Фостера в переводе Виктора Вебера, что это тоже очень узнаваемая история о настоящих чувствах. В жизни каждого человека были или есть отношения, а в них любовь, ревность, ошибки, непонимание... И вопросов больше, чем ответов.
Нужно сказать, что «Не пару» я посвятил своей маме. В жизни мамы была ситуация, когда в силу своего характера мама одно лишь несовпадение приняла за предательство. Ушла со мной и сестрой из дома и переехала не то, чтобы на соседнюю улицу, а в другой город. И всю жизнь любила этого человека. Вот такой парадокс. Наверное, поэтому история «Не пары» так во мне отозвалась.

— Говорят, что каждый артист мечтает сыграть Гамлета. В Вашей жизни Гамлет уже был — в театре "Приют комедианта». Есть ли какая-то роль мечты, которую хотелось бы сыграть?

— Я никогда не играл классического шекспировского Гамлета. Но дело даже не в этом. Я верю в то, что всё неслучайно, и роли приходят именно тогда, когда я к ним готов, и исходя из совпадения меня и темы персонажа, могу быть адекватным и состоятельным в разговоре со зрителем, иметь право именно сейчас об этом говорить и не быть голо-и пустословным.
Наверняка нет сейчас такой роли, о которой я мог бы сказать, что грежу день и ночь, - и потом, ведь можно промечтать всю жизнь и не возникнет театра, режиссера, компании, которые могли бы реализовать это. Так зачем зря тратить на пустые мечтания драгоценное время. Я думаю, что если сейчас возникнет какая-то роль, которая мне необходима — я ее возьму и сам сделаю. Не буду долго мечтать, ждать. Когда пропадет моя востребованность и возникнет вакуум, время для того, чтобы подумать и помечтать - я буду мечтать очень недолго. Я тут же возьму для себя что-то необходимое и сделаю.

— Что сейчас интереснее: заниматься актёрством или режиссурой?

— Я вкусил этого режиссерского хлебушка, мне это интересно — но это, конечно, ад. Я понимаю сейчас всех режиссёров, с которыми я работал. И когда я становился в позу и говорил: «А я не понимаю, я не знаю», — сейчас я понимаю, насколько был неправ. И как со мной было непросто.
С другой стороны, когда артисты подключаются к процессу и становятся не просто ведомыми слепыми котятами, а становятся соучастниками, подключаются к твоей энергии, начинают получать удовольствие, присваивают себе эту историю — тогда ты чувствуешь себя счастливым человеком, который сделал что-то настоящее как режиссер. Когда о «Не паре» мне сказала коллега, что она не увидела в постановке режиссера, а увидела только артистов - это для меня был самый большой комплимент. Всё и было направлено на то, чтобы артисты были внятными, и в этом моё режиссёрское предназначение: не показать, какой я режиссер и сколько всего напридумывал, а помочь артистам в сложном концептуальном рисунке обрести лёгкость, где их актерская воля не подавляется режиссером.

И если артисты в этом рисунке через пару спектаклей становятся свободными и привносят что-то своё, то для меня это такое режиссерское счастье. Хотя я перфекционист, и если что-то начинает кособочиться по музыке или свету, энергетически не вытянута сцена, неточно сработано какое-то событие - меня это уничтожает. Как-будто при тебе избивают ребёнка, а ты ничего не можешь сделать. Но 5 сентября у меня совпал мой актёрский спектакль с “Не парой” и это прекрасный шанс дать ребятам взять спектакль на себя и быть безотчётными. Мне один артист сказал: «Ты им уже все дал, они могут играть без тебя». Вот и повод это испробовать.
Конечно же, когда ты задаёшь себе некую режиссёрскую планку, потом тебе хочется себя перерасти и сделать что-то еще более значимое. Поэтому я не тороплюсь с выбором, но новые работы, конечно, будут, и возможно уже в наступающем сезоне «Наивный театр» порадует зрителей премьерой.

— А 22-го Вы будете на «Не паре», можно приходить и поздравлять?

— Да, для меня встретить юбилей на своем спектакле, потом обняться с артистами и поблагодарить всех — это важнее дифирамбов и речей про себя любимого. Мой труд - он и является сейчас моим счастливым состоянием. Я жду всех, кто захочет поздравить, - пусть просто придут на «Не пару» и поживут, посуществуют в этом спектакле, это будет самый лучший подарок для меня. Я буду благодарен.
Благодарим Андрея Шимко за интервью специально для проекта «ТеатроПоиск»!

Автор статьи — Евгения Галышева 
15 августа 2019 года

Предыдущее событие Следующее событие

Похожие события

--> -->