Новогодние истории от актеров, режиссеров и музыкантов

Заряжайтесь праздничным настроением!




"А где бабуля?" Как создавалась легендарная комедия Леонида Гайдая

Съемки фильма "Операция "Ы" стартовали в начале декабря 1964 года в Ленинграде. До Нового года отсняли инсценировку ограбления склада, как троица едет в мотоколяске, Шурик бежит к неработающей телефонной будке, диалог: "А где бабуля?" - "Я за нее!" и другие эпизоды.

Киногруппа надеялась на по-настоящему снежную погоду, которая требовалась по сюжету. Однако режиссера и сценаристов постигло разочарование - лил проливной дождь. Снег❄ пришлось завозить самосвалами, но часть реквизита до съемок успела растаять. Не найдя другого выхода, киношники приняли решение "заменить" снег ватой и нафталином. Параллельно подготовке сугробов шел монтаж декораций "Базы".

Есть легенда, что для мотоколяски троицы использовали автомобильные🚘 номера с надписью "ББТ 75-21" не просто так. Буквы обозначали имена трех главных героев - Бывалого, Балбеса и Труса. Цифры же были символом стоимости бутылки вина - 750 мл и стоимости в 2 рубля и 10 копеек на тот момент.




Как Боярский хулиганил на съемках "Приключений Маши и Вити"

Михаил Боярский, снявшись в "Новогодних приключениях Маши и Вити" (1975), вытащил счастливый билет - именно с той поры он стал популярным артистом.

Снимался в собственных потертых джинсах и с собственными усами. Пел, разумеется, собственным голосом, что особенно подкупило и режиссера, и зрителей.

Изначально на роль Дикого кота Матвея рассматривался другой артист, но тот отказался. Тогда Георгий Штиль предложил режиссеру Игорю Усову попробовать младшего брата своего приятеля: "Он на кота очень похож - черные усы. И музыкант вроде неплохой".

Сам Михаил Боярский вспоминает:
"Этот фильм был для меня одним из первых. Атмосфера на съемках - почти семейная. Играли-то все "свои". Однокурсница Валя Кособуцкая, лучший друг моего брата Жорка Штиль, мой дядя Николай Боярский... Так что съемки шли увлекательно. Тем более что нам приходилось играть хулиганов со всеми вытекающими последствиями. Была рок-музыка, шутки, трюки, симпатичные дети".

Семейная атмосфера сыграла с Михаилом Сергеевичем шутку. Его родной дядя Николай Боярский играл Кощея, и в одной из сцен племянник так и обратился к нему: "Дядя…" Усов, однако, решил, что это не ошибка, а находка, и оставил оговорку в фильме.

Однажды "кот Матвей" продемонстрировал такую меткость, что съемки пришлось прервать. "В один из дней, когда работа подходила к концу, я должен был стрелять в Витю яблоком из рогатки. Камера стояла от меня на расстоянии 10 метров, все уже устали, но эпизод стоически решили доснять, - рассказывал Михаил Боярский. - Я посмотрел на яблоко, на резинку и резонно спросил: а в какую сторону стрелять? Рогатка была дурацкая, бутафорская, держалась на соплях, а яблоко достаточно тяжелое. "Стреляй в сторону камеры", - скомандовал оператор. Думаю, потом он очень пожалел о своем решении. Я выстрелил как Робин Гуд и попал... точно в объектив. Голова оператора отлетела от оптики, он с удивлением присвистнул и тихо сказал: "Съемка окончена". Мы разбили очень дорогой японский объектив".

Денег с Боярского за "вредительство" не взяли, но в следующий раз попросили стрелять в сторону.




"Старый Новый год": из театра - в кино

Актерский ансамбль сатирической кинокартины "Старый Новый год", вышедшей на экраны в январе 1981-го, сложился задолго до съемок. Вячеслав Невинный, Александр Калягин, Георгий Бурков, Ирина Мирошниченко и другие артисты фильма еще с 1973 года играли в мхатов­ском спектакле режиссера Олега Ефремова.

Постановка шла в филиале МХАТа на Петровском переулке (теперь здесь Театр Наций). Сам Олег Ефремов определял жанр необычно - полукомедия. Успех спектакля был настолько велик, что режиссер решил перенести его в кино.

Снимался фильм... летом - за исключением нескольких уличных сцен. Дело в том, что до Нового года ленту нужно было не только смонтировать и озвучить, но и согласовать с цензорами. В итоге в условиях цейтнота "Старый Новый год" сняли всего за 14 дней! Зимние эпизоды досняли после.




Как Юрий Гальцев картошкой торговал

Ныне худрук Театра Эстрады им. Райкина и заслуженный артист России вспоминает, что однажды вместе с отцом торговал на рынке в Кургане картошкой, чтобы купить на вырученные деньги новогодние подарки - проигрыватель и ружье. А поскольку отец был известным в городе человеком, заслуженным строителем СССР, он решил загримировать себя и сына.

"Батя мне говорит: "Юр, ты помнишь фильм, как наши матросы взяли на борт корабля юнгой негритенка и назвали его Максимкой?". Намазал он меня картошкой: будешь Максимкой. А сам взял у матери парик, потому что был лысый, и наклеил усы на резиночке. Ну и в таком виде начали мы торговать. Картошка отлетала по 10 копеек за килограмм, и вскоре мелочи уже накопилось по весомости больше, чем вся картошка.

На эти деньги был куплен проигрыватель "Сонет" и первая пластинка - на одной стороне польская группа No To Co, а на второй - песня из индийского фильма "Бродяга". Сейчас бы я за эту пластинку не знаю бы сколько отдал!"




Как Максим Леонидов остался без подарка

"Все счастливые елки счастливы одинаково, а все несчастливые - несчастливы по-разному. Счастливые елки не запоминаются, а запоминаются новогодние праздники, из ряда вон выходящие. У меня такой был в армии.

Я служил в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа, и мне однажды приказали быть Дедом Морозом, пообещав за это отпустить на праздник в увольнительную. Накануне Нового года я объехал квартиры всех офицеров и всем их детям раздарил подарки. И меня не отпустили, обманули!

Новый год я встретил в каптерке, передо мной было яйцо вкрутую и пакет кефира. Пробили куранты, и я вместо шампанского выпил кефир, съел яйцо и лег спать."




Ольга Кабо и "нарисованная елка"

"Каждый год мы с мамой ходили в Центральный Детский мир и покупали шарики и новогодние игрушки, чтобы все время наша елка была по-новому украшена. Для меня это было радостное событие - в отделе елочных игрушек я могла на определенную сумму набрать те, которые мне нравятся. Потом мы доставали елку, и начиналось торжество - процесс ее украшения. Новые игрушки я вешала на самое видное место, старые - подальше. И, конечно, ощущение волшебства начиналось с того, когда мы начинали готовиться к Новому году - развешивать гирлянды, писать на окнах "С Новым годом!", рисовать снежинки…

Помню, как однажды папа достал елку загодя - а ведь тогда елку было сложно купить, нужно было выстоять очередь. Не было так, чтобы елочные базары - на каждом углу. И когда мы вытащили елку с балкона перед Новым годом, чтобы ее украсить, и развязали ее (она была спеленута веревкой), то она вся осыпалась. Я расплакалась, потому что была совсем маленькая. И моя мама, пока я днем спала, резала бумагу, красила ее зеленкой, и на веточки приклеивала нарисованные "иголки". Когда я проснулась, на елке сияли лампочки, игрушки, а главное - она была вся зеленая. Такой вот чудесный был Новый год."




Как знойным летом 1945 года родилась самая зимняя песня

Let It Snow изначально не имела ни малейшего отношения ни к Рождеству, ни к новогодним праздникам.

Написана она была в очень жаркий июльский день 1945 года поэтом Сэмми Каном и композитором Жюлем Стайном.

Сэмми Кан: "Я сказал Жюлю Стайну: "Почему бы нам не пойти на пляж и не освежиться?". А он ответил: "Почему бы нам не остаться здесь и не написать зимнюю песню". Я сел за печатную машинку: "O, на улице так отвратительно, но огонь в камине столь восхитителен, и раз нам некуда идти, пусть снежит, пусть снежит, пусть снежит".

Появилась песня о паре влюбленных, которые ненастным зимним вечером воркуют перед камином. Парню не хочется уходить, и он даже рад снегопаду, который может стать поводом, чтобы задержаться.

Первым Let It Snow исполнил Вон Монро в 1945-м. Песня сразу стала хитом и возглавила чарт Billboard. Затем ее пели десятки известных исполнителей, включая Дина Мартина, Фрэнка Синатру, Эллу Фитцджеральд и многих других.




Как Нонна Гришаева разрывалась между Снегурочкой и Принцессой

"Перед приездом в Москву, перед поступлением в Щукинское училище мы в Одесской оперетте сделали спектакль "Принцесса на горошине", где я играла принцессу. А перед спектаклем работала в фойе Снегурочкой. И так по три раза в день несколько дней подряд: когда я - то Снегурочка, то Принцесса...

Однажды я стояла за кулисами и готовилась к выходу. Прислонилась к пианино и уснула, как провалилась. Очнулась я, когда королевский шут вытолкнул меня на сцену. Наверное, тогда я поняла, какая это серьезная и, в общем-то, не легкая профессия."




Александр Цыпкин. Интеллектуальный спор

"Новогодние праздники. Утро. Люди делятся на тех, кто уже пьяный, и тех, кто еще пьяный. Пересекаю сквер на Манежной, там где памятники знаменитым архитекторам. Не жарко, но в общем и не холодно. На скамейке приютилась парочка. Любят выпить и друг друга. Судя по всему, оба чувства многолетние и взаимные. Возраст — неопределенный, равно как род занятий и, скорее всего, место жительства. Издалека вижу, что диспут идет серьезный, на повышенных тонах и с активной жестикуляцией. Тем не менее лица светятся, а значит, спор философский. Мое появление в сквере не могло остаться незамеченным, так как, кроме памятников и голубей, зрителей у пары не было. И тут я весь такой трезвый.

Они разом замолчали, сфокусировав на мне остатки зрения. Я уверенно топтал снег. Неожиданно на лице мужчины заиграла мысль, и он, выбрав короткую, но кривую траекторию, подкатился ко мне с полукриком-полушепотом:

— Но вот вы-то! Вы! Сразу видно, образованный человек, объясните ей, — он всем телом обернулся к подруге, — что Петропавловский собор построил не Кваренги!

В блестевших выступившим алкоголем мутноватых глазах я увидел надежду на справедливость. Не оправдать надежды такого человека было бы свинством. От неожиданности я сразу забыл, кто построил собор и что построил Кваренги. Знаток архитектуры смотрел на меня с мольбой, его спутница начинала торжествовать. Мужичонка же словно съежился.

Но тут я достал из широких штанин шайтан-машинку товарища Джоббса. Вопрошавший стал похож на индейца, увидевшего головорезов Кортеса. Пока глаза моего нового друга закатывались обратно, интернет сообщил, что Петропавловский собор построил Трезини. Я рассказал об этом жаждущим истины. Мужик вырос на голову и, словно танк ИС-2, двинулся назад. Подойдя к своей избраннице, он четко произнес: «Ну я же говорил…», затем обернулся ко мне и поклонился."




Андрей Анкудинов: Про подарок из КГБ

"Я жил в Питере и работал на Невском в Театре комедии. В одно прекрасное воскресное утро, когда я играл новогоднюю сказку, у меня дома зазвонил телефон. К телефону попросили Андрея Робертовича. Домашние ответили что Робертович ваяет образ очередного тигра где-то в районе Елисеевского магазина (театр расположен над этим магазином на Невском проспекте). Вежливый голос лаконично сообщил, что звонили из Комитета Государственной Безопасности, поле чего абонент отключился.

Весь день мы пытались вспомнить, где и что я мог "ляпнуть". А спустя две недели в антракте в моей гримерке появился зеленый, как стена, директор театра. Пришедшие с ним "товарищи" сообщили, что должны доставить меня в столицу. Директор успокаивал меня, как мог: "Ничего, Андрюшенька, не переживай, спектакль за тебя доиграет Коля Павлов". Привезли меня в Москву и … торжественно вручили солидную премию за одну из моих ролей. Этот новогодний подарок, как вы понимаете, я запомнил на всю жизнь".




Как Нина Усатова "дедморозила"

"Новый год я обожаю и всегда встречаю его с радостью – это мой любимый праздник. Очень нравится, когда город украшают. Сразу настроение поднимается и ждёшь чуда. Я верю в Деда Мороза, что он где-то в реальности существует. Мы даже с сыном, когда он был маленький, писали ему письма. До сих пор жду от Деда Мороза подарки и часто нахожу под ёлочкой то, что мне хотелось бы получить.

Как-то мне даже пришлось играть Деда Мороза. Было это давно, когда я ещё жила в городе Боровске под Москвой. Мне стукнуло 18, и я после неудачного поступления в театральный институт работала на фабрике и участвовала в художественной самодеятельности.

Жили мы в женском общежитии, ну а там где взять мужчину, чтобы нарядить Дедом Морозом? Я любила отчебучить что-нибудь эдакое, вот и нарядилась соответствующе. Кстати, очень долго никто не мог меня узнать. Словом, всё хорошо получилось: шутила, репризы выдавала разные, и только в конце вечера меня "раскололи". Все так хохотали, предложили мне "дедморозить" каждый год".




Михаил Светин и мандариновый "грим"

"Воспоминание о необычном Новом годе у меня с медицинским уклоном. Так вот, многие помнят, как в советское время продавались марокканские мандарины по рубль двадцать. Как-то перед Новым годом жена купила 3 килограмма, да и я раздухарился и принес еще 5. В праздник отдал должное оранжевой вкуснятине – съел за раз 4 килограмма! Ел и думал: вот прочищу себе почки, витаминов поднакоплю. Словом, умял в охотку.

Я тогда работал в Малом драматическом театре, и сразу после праздника мы по традиции выезжали в какой-нибудь район Ленинградской области со спектаклями. И вот 2 января утром едем на электричке в Лугу, напротив меня сидит помощник режиссера. "Миша, ты что, со съемок едешь?" – спрашивает. "С чего ты взял?" – удивляюсь. "А ты весь в гриме". Взял зеркало – действительно, лицо желтого цвета. Да и все остальное – руки, ноги... Ну, думаю, желтуха! А как же спектакль?

Но в Луге в больнице меня доктор осмотрел и никаких признаков гепатита не нашел. Спросил, что ел. Ну я и сказал, что мандарины, 4 килограмма. Тогда доктор вздохнул с облегчением, даже посмеялся и заверил, что все пройдёт. С тех пор я много мандаринов не ем – это может испортить цвет лица..."

Предыдущее событие Следующее событие
--> -->