Значимые события в истории отечественного театра



🔔Учреждение профессионального театра

История русского профессионального театра началась 30 августа 1756 года с Указа императрицы Елизаветы Петровны.

В труппу вошли актёры ярославской труппы Фёдора Волкова, "отца" русского театра и первого русского актёра. Его любовь к театру привела к тому, что в 1750 году Фёдор Волков открыл свой собственный театр в городе Ярославле, известный сегодня как Театр имени Фёдора Волкова.

Слава о труппе Волкова вскоре дошла до императрицы Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Она пригласила артистов в Петербург, где они показали свой талант императрице и всему двору.

Способных молодых актёров отправили учиться в Сухопутный Шляхетный корпус, где они 4 года получали "высшее образование": изучали танцы, науки, языки, декламацию. Только после того, как любители стали профессионалами, Елизавета Петровна подписала знаменитый Указ.



🔔Открытие Александринского театра

В 1832 году, спустя 76 лет с момента подписания Указа об учреждении русского профессионального театра, в центре Санкт-Петербурга открыт грандиозный театр, названный в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны.

Жизнь Александринского театра условно делится на несколько периодов.

Самый ранний - с момента основания до начала XX века. Первыми труппу возглавили Фёдор Волков и Александр Сумароков. В XIX веке на сцене Александринки впервые сыграли самые значимые русские пьесы - "Горе от ума", "Ревизора" и "Грозу".

Сменились эпохи. Театр по-прежнему оставался императорским, но пришла режиссура, в Александринке стал ставить Мейерхольд - здесь он создал и свой "Маскарад" по пьесе Лермонтова, ставший последним спектаклем императорской Александринки - затем грянула революция.

Далее наступила эпоха Леонида Вивьена. Леонид Сергеевич играл в театре, когда тот был Александринским, а в 1937 году вернулся в него в качестве художественного руководителя. Теперь театр Александринский стал театром драмы имени А. С. Пушкина.

В военные годы театр был в эвакуации. На сцене театра во время блокады выступал Ленинградский театр музыкальной комедии.
С 1975 по 1991 годы художественным руководителем театра был выдающийся артист и педагог Игорь Олегович Горбачев.

В 1991 году театру возвращается название Александринский. Затем, в 2002 году, Валерий Фокин осуществляет свою первую постановку на сцене театра - оригинальную версию комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор", а в 2003 году Валерий Владимирович становится художественным руководителем Александринского театра.

🔔Рождение режиссерского театра

Эпоха режиссерского театра в России началась с открытия Московского Художественного театра в 1898 г. Основатели МХТ Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко оставили в прошлом лидерство актера на сцене, отдав бразды правления режиссеру. В стенах театра возникло понятие "актерского ансамбля". Большое внимание в МХТ уделяли репертуару и репетиционному процессу.

Эпохальным спектаклем для МХТ стала "Чайка" по одноименной пьесе Антона Чехова. Эта постановка, восторженно принятая публикой и прессой, ознаменовала рождение современной театральной системы и открыла миру Чехова-драматурга. После громкой премьеры силуэт чайки стал эмблемой Московского Художественного театра.



🔔Последний спектакль Русской империи

В 1917 году в Александринском театре состоялась долгожданная премьера "Маскарада" по одноименной пьесе Михаила Лермонтова в прочтении Всеволода Мейерхольда.

Работа над постановкой длилась несколько лет - с 1911-го по 1917-й. Александр Головин, участник художественного объединения "Мир
искусства", создал более 4000 эскизов декораций, костюмов и предметов реквизита для этого спектакля.

Премьера "Маскарада" совпала с февральской революцией - 25 февраля 1917-го. Добираясь в театр, Мейерхольд и Головин перебегали Невский проспект под выстрелы. "Маскарад" оказался их последней работой.

Современники писали, что пение настоящего церковного хора в сцене похорон главной героини оказалось панихидой по царской России.

В 2014 году, к 200-летию со дня рождения Лермонтова, в Александринском театре представили историко-документальную реконструкцию фрагментов сценического текста 1917 года. Так, для постановки Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего" были воссозданы костюмы и бутафория по эскизам Головина.

🔔Оттепель и "Современник"

В 1956-м выпускники Школы-студии МХТ во главе с Олегом Ефремовым открыли театр "Современник". Он стал одним из символов хрущевской оттепели: актеры собирались на добровольных началах, каждый участник занимал определенную должность, и у всех были равные права.

Открылся театр постановкой "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. Из-за занятости актеров репетиции шли ночами, а сама премьера состоялась поздним вечером на сцене филиала МХАТа. Спектакль вызвал ажиотаж у публики, большую часть которой составляли студенты московских вузов.

"Современник" прославился вызывающим и неоднозначным репертуаром. Театр поднимал острые социальные темы. К 50-летию Октября Ефремов поставил трилогию, в которой старался по-новому взглянуть на события революции, сделать ее героев более человечными, показав их эмоции, переживания и страхи, которым не было место в официальной истории коммунизма.

Однако в конце 1960-х влияние оттепели начало ослабевать, и цензура все чаще стала запрещать спектакли "Современника".

🏛Информация подготовлена для "Бинокля" Музеем театрального и музыкального искусства

Предыдущее событие Следующее событие

Похожие события

--> -->